Российский и мировой рынок стали: 6-13 октября 2019 г.

13.10.2019

Безусловно, давление на рынок продолжает оказывать такой мощный фактор как неудовлетворительная экономическая обстановка в мире. Начало октября выдалось богатым на тревожные заявления. Сначала Мировой банк понизил прогноз по темпам роста международной торговли в 2019 г. от 2,6 до 1,5%. А затем новая глава МВФ Кристалина Георгиева предсказала на текущий год спад глобального ВВП на 0,8% и ухудшение макроэкономических показателей большинства стран мира до самого низкого уровня за последнее десятилетие.
Особенно беспокоит МВФ растущая долговая пирамида, размер которой в глобальном масштабе достиг $250 трлн. Из них порядка $19 трлн. приходится на проблемный и потенциально проблемный корпоративный долг, который в случае экономического спада может сыграть роль детонатора и погрузить весь мир в затяжной структурный кризис.
В принципе, такие опасения выглядят вполне обоснованными. Мировая экономика задыхается в тисках сужающегося платежеспособного спроса, в то время как триллионы вбрасываемых в нее эмиссионных денег практически целиком уходят на надувание пузырей на финансовых рынках. Большой бизнес в своих действиях все больше напоминает колонию бактерий, которая не успокоится, пока не выжрет целиком все доступные ресурсы, а потом тупо сдохнет от голода. Конечно, в мире есть такие страны как Китай или Россия, где государство способно укоротить бизнес в его неуемных аппетитах или, по крайней мере, контролирует значимую часть экономики. Но от этого сильно спокойнее не становится.
Впрочем, кризис — опасность постоянная, но достаточно отдаленная. По крайней мере, пока все камешки находятся на местах и ни один из них не сорвался, чтобы вызвать лавину. Ближайшие же перспективы во многом будут определяться итогом торговых переговоров между США и Китаем, состоявшихся 10-11 октября. Принципиальных договоренностей стороны на них не достигли — да и не могли, учитывая глубину разделяющих их противоречий, но общую напряженность все-таки немного понизили. Это даст передышку еще на какое-то время.
Китайский рынок стали между тем находится в состоянии полного раздрая. С одной стороны, правительство там что-то делает для поддержки экономики. Потребление стальной продукции, по оценкам национальной металлургической ассоциации CISA, выросло в этом году в такой степени, что дало возможность утилизировать 55,5 млн. т дополнительного (по сравнению с тем же периодом прошлого года) металла за восемь месяцев. Однако, с другой стороны, у Китая есть немало проблем, включая торговую войну со США, рост тормозится. Поэтому значительно ухудшились ожидания участников рынка.
Сбавляют экспортные котировки и российские компании. А еще быстрее им приходится сбрасывать цены на внутреннем рынке. Ранее слабый российский спрос можно было компенсировать внешними заказами, но теперь все изменилось. Для некоторых компаний нынешние цены на заготовку за рубежом стали убыточными. Возможно, на очереди — горячекатаный прокат, если считать стоимость железной руды с использованием международных спотовых индексов.
Вероятно, для российской экономики новый глобальный кризис будет не настолько тяжелым, как в 2008 г., из-за наличия значительных резервов и меньшей зависимости от экспорта энергоресурсов и критического импорта. Но это не снимает вопрос о крайне низких темпах роста. Переходный период в строительном секторе только начался и проходит очень тяжело, средний бизнес испытывает хронический дефицит средств из-за усиления фискального давления и падения рентабельности, а тут еще и государство не хочет помогать экономике.
Данные об исполнении государственного бюджета за девять месяцев — это вообще диагноз! По данным Министерства финансов, в январе-октябре было получено 74,5% от запланированных на год доходов или 15,03 трлн. руб., но расходы были профинансированы только на 65,9% от годового плана и составили 12,05 трлн. руб. Беспрецедентный профицит лишь немного не достал до 3 трлн. руб. и составил 3,8% от ВВП. За девять месяцев только для социальных статей траты государства приблизились к положенным 75% от годовых. В то же время, расходы на оборону и безопасность были профинансированы менее чем на 63%, на общегосударственные вопросы — на 53,5%, на ЖКХ — на 54,6%, а на экономику — всего на 49,5%.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»