Российский и мировой рынок стали: 13-20 октября 2019 г.

21.10.2019

События в мировой политике и экономике продолжают закручиваться во все более тугой узел. Одним из отражений этих процессов является мировой рынок стали, где продолжают развиваться негативные тенденции. Такая же неблагоприятная обстановка наблюдается и в России, где уже несколько месяцев подряд дешевеет арматура, а сектор листового проката балансирует на грани обвала. Конечно, это не отменяет отдельных улучшений, но они происходят на локальном уровне и, как правило, определяются краткосрочными, а то и вовсе случайными факторами.
К таковым, например, можно отнести повышение цен на металлолом в Турции на $10-15 за т за последние две недели. Под влиянием этого скачка пошли вверх котировки на турецкую арматуру, а также на заготовку производства СНГ. Вот только в основе этого подорожания лежат несколько (менее десятка) сделок, заключенных турецкими мини-заводами, которые по каким-либо причинам не успели обеспечить себя ломом на ноябрь до начала октября, а теперь вынуждены срочно пополнять запасы и переплачивать.
Основное направление движения цен на мировом рынке по-прежнему направлено вниз. Относительно мирно прошедшие переговоры между США и Китаем, состоявшиеся 10-11 октября, никого не обманули и ни в чем не убедили. Ну, отложили американцы введение новых пошлин на китайские товары, и что? Пройдет немного времени, и конфронтация возобновится. Тем более, что США начали новый раунд торгового конфликта, теперь уже с Евросоюзом, которому еще надо как-то решить вопрос с «брекситом». Да, условия в целом согласованы, но протащить их через британский парламент будет не так просто.
В середине октября достаточно серьезные проблемы проявились в США и Китае. В Америке цены на горячекатаные рулоны всего за две недели рухнули на $40-50 за т и впервые с лета 2016 г. опустились ниже отметки $500 за короткую т ($551 за метрическую т) EXW за базу. Основной причиной этого внезапного обвала местные специалисты называют стартовавший в обход закона и по совершенно надуманной причине процесс импичмента президента Дональда Трампа. Это воспринимается как сильнейший фактор неопределенности для экономики страны.
В Китае на первый план вышли экономические вопросы. В третьем квартале темпы экономического роста опустились до самой низкой отметки с тех пор, как этот показатель начали измерять и публиковать в марте 1992 г. И хотя для подавляющего большинства других стран китайские 6,0% были бы пределом мечтаний, проблема не в цифрах, а в их динамике. Китайская экономическая модель базируется на поддержании высоких темпов роста. А они, в свою очередь, обеспечиваются за счет сильнейшей кредитной накачки. Только за сентябрь китайские банки выдали населению, местным властям и корпорациям 1,69 трлн. юаней (почти $240 млрд.) новых займов. А общий объем задолженности превысил показатель аналогичного месяца прошлого года на 12,5%.
Впрочем, нечего пенять на Америку, у нас самих дела идут тоже не слишком хорошо. Российская экономика так же задыхается от безденежья, хотя, в отличие от США, значительная часть средств у нас все-таки тратится по делу — на освоение Арктики, атомную энергетику, авиа- и судостроение, магистральные газопроводы, расширение производства сжиженного газа, железные дороги… Но прочий бизнес, не связанный с приоритетными отраслями и находящийся ниже определенной размерной планки (к слову сказать, очень высокой), испытывает большие проблемы.
Как говорится, спотовый рынок стальной продукции не дает соврать. В последние месяцы видимый спрос на нем сужается, а платежеспособность многих покупателей ухудшается. Национальных проектов просто не видно. Такое впечатление, что даже те деньги, которые были на них израсходованы, не только не дошли до реальных исполнителей, но и не трансформировались в элитное потребление, какие-либо «сторонние» проекты или что-то иное. Они просто оказались выключенными из экономики.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»