Российский и мировой рынок стали: 3-10 мая 2020 г.

11.05.2020

Избыточные запасы к началу мая превратились в серьезную проблему и на российском рынке стальной продукции. Дистрибьюторы, столкнувшиеся с падением видимого спроса, сократили закупки на заводах. А металлургическим предприятиям, со своей стороны, приходится снижать загрузку своих производственных мощностей или переводить их в циклический режим. Больше всего просел, пожалуй, рынок сварных труб малого и среднего диаметра, потребность в которых в конце апреля – начале мая составляла не более 50% от прошлогоднего уровня. Ряд компаний вообще приостановили выпуск данной продукции.
В Западной Европе, США, Индии, Турции восстановление происходит достаточно медленно. Например, процесс возобновления работы автозаводов растягивается от последней недели апреля до начала второй половины мая. В Италии, где карантин начали ослаблять уже больше двух недель назад, пока не функционируют большинство строек. По оценкам европейской ассоциации Eurometal, объединяющей сервисные металлоцентры, через которые ежегодно проходит порядка 80 млн. т стальной продукции, в мае видимое потребление проката будет на 35-45% меньше, чем в том же месяце прошлого года.
Да и ожидания на июнь в этих регионах не блещут оптимизмом. Индийские специалисты считают, что восстановление национальной строительной отрасли, на долю которой приходится свыше 60% потребления стальной продукции в стране, начнется не ранее октября, когда завершится дождливый сезон.
Турецкие металлургические компании пока не решаются приобретать большие объемы металлолома с поставкой в июне-июле, так как не уверены, что у них в это время будет достаточно заказов. По сравнению с пиком в середине апреля лом в Турции подешевел более чем на $20 за т, а это тянет вниз котировки на заготовку и сортовой прокат.
И вообще, цены на стальную продукцию на мировом рынке сейчас почти везде понижаются. По оценкам Citi, в различных странах мира остановлены доменные печи совокупной мощностью 105 млн. т в год, а это – более 11% от прошлогоднего производства стали за пределами Китая. Тем не менее, предложение везде превышает спрос, а металлургические компании все более активно ищут рынки сбыта за рубежом.
Понижение котировок происходит и в России. Его источником является, прежде всего, спотовый рынок. Малый и средний бизнес, а также строительный сектор, где сосредоточена большая часть спроса в этом сегменте, намного более тяжело переживает кризис, чем крупные предприятия. Поэтому металлургическим компаниям в конечном итоге тоже приходится идти на уступки покупателям и сбавлять цены. Изменится ли эта негативная тенденция в ближайшие несколько недель – большой вопрос.
Западные аналитики вообще закладываются на длительный кризис. По прогнозу World Steel Dynamics, производство стали в странах ОЭСР в текущем году упадет на 22,7% по сравнению с 2019 г. Компания Roskill предсказывает 13,5%-й спад за пределами Китая, причем оговаривает, что сильнее всего просядет выплавка в странах Евросоюза и Северной Америки. А некоторые мощности, которые выводятся из эксплуатации в настоящее время, могут вообще не вернуться в строй снова.
Так, например, американская компания AK Steel объявила, что в июле закроет «с концами» завод Dearborn в районе Детройта, который когда-то считался ведущим металлургическим предприятием, обслуживающим автомобильную отрасль США. Норвежская Norsk Hydro в конце текущего года остановит один из двух заводов в Европе по выпуску прецизионных алюминиевых труб, которые также используются преимущественно в автопроме. В обоих случаях, как подчеркивают компании, проблема не в коронавирусе. Падение платежеспособного спроса на автомобили началось в западных странах еще задолго до начала эпидемии и, очевидно, продолжится после нее.
Вообще-то, это очень нехороший признак. Спрос на легковые автомобили – важный индикатор, показывающий состояние потребительского рынка, уровень доходов населения, наличие либо отсутствие оптимизма и уверенности в будущем. К тому же, эта отрасль и сама по себе создает массу смежников и поддерживает сотни тысяч рабочих мест.
Между тем, затяжной кризис на Западе – это низкие цены на нефть, газ, стальную продукцию и другие ресурсы, экспорт которых составляет немалую часть доходов российского бюджета. Кроме того, если Европа и США так тяжело выходят из коронавирусного спада, кто поручится, что у нас самих будет лучше?!

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»