Российский и мировой рынок стали: 10-17 мая 2020 г.

18.05.2020

По данным консалтинговой компании Mysteel, в период с 8 по 14 мая средний уровень загрузки мощностей китайских меткомбинатов составил чуть меньше 90%, что стало наивысшим значением за последние 11 месяцев. Видимый спрос на стальную продукцию, особенно, строительного назначения действительно очень высокий. Цены на местном рынке на 5-8% ниже докризисного уровня, но стабилизировались еще в марте и не собираются снижаться. Так что, если в апреле производство стали в стране на 0,2% отстало от показателя аналогичного месяца годичной давности, то май, вполне вероятно, покажет рост.
Однако Китай у нас большой, но только один. В других странах быстрого восстановления не ждут и не надеются. Европейская металлургическая ассоциация Eurofer сообщила, что рассчитывает на возвращение регионального рынка к докризисным показателям не ранее конца 2020 — начала 2021 г. Российская группа «Русал» допускает, что алюминий может снова увидеть свое «светлое прошлое» в 2022 или даже 2023 г. По нефти никто даже не решается делать такие долгосрочные прогнозы. Как отмечают некоторые оптимисты, если к концу текущего года баррель дойдет до $40, это будет вельми круто.
А вот в США, где львиная доля ВВП создается именно в нематериальной сфере, а значительная часть реального сектора обслуживает потребительский рынок, официальная безработица уже достигла почти 25% и продолжает расти. Поэтому там раздача денег населению — единственная возможность избежать полного обвала. Но чем закончится этот эксперимент, и не приведет ли он в итоге к гиперинфляции, сказать сложно. Пока дефицит заработков и покупательской способности успешно покрывается свеженапечатанными долларами, но не факт, что с их помощью можно будет снова запустить экономику, когда придет время выходить из карантина.
Россия в этом плане находится в промежуточном положении. Доля реального сектора в ВВП у нас пониже, чем в Китае, но больше, чем в западных странах. Карантин длится уже более полутора месяцев и только начал ослабевать, поэтому ущерб им нанесен весьма значительный. Особенно, в тех регионах, где местные власти увлеклись запретами, не позволяя работать промышленным предприятиям и стройкам и выставляя блок-посты на дорогах.
На телеконференции по рынку металлолома, которая была проведена 15 мая ассоциацией РУСЛОМ.КОМ, были озвучены данные по сборам металлолома в различных регионах России. Спад в апреле по сравнению с мартом был зафиксирован везде. Но в одних местах он составил 10-20%, а в других — порядка 80%, в зависимости от запретительского рвения на локальном уровне. Впрочем, так или иначе, везде практически прекратились поступления лома от физических лиц, т. е. населения. Сократился сбор лома на промышленных предприятиях. Одни не работали во время карантина и не создавали отходов, другие перестали обновлять свои основные фонды и не отправляли старое оборудование и металлоконструкции на переплавку.
И вот именно последнее представляет собой наибольшую проблему. Можно ввести меры поддержки для строительной отрасли или начать новые инфраструктурные проекты. Так, например, сделали в Китае и собираются сделать в Индии, где озвучена своя программа стимулирования экономики объемом 20 трлн. рупий (почти 20 трлн. руб.). Можно вспомнить опыт 2015 г. и снова запустить программу субсидируемого обмена старых автомобилей на новые. Но что делать с тем, что компании вынуждены урезать инвестиционные бюджеты, спрос на новые квартиры к маю упал на 30% по сравнению с прошлым годом, а покупки новых машин могут сократиться в текущем году на 40-50%?! Государство, конечно, может чем-то помочь, но не будет же оно раздавать всем деньги для покрытия текущих потребностей?! Не при коммунизме, чай, живем…
Падение потребительского и инвестиционного спроса вследствие административно-санитарного выключения целых отраслей экономики во время карантина — и есть тот самый тяжелый груз, который придавливает книзу все макроэкономические графики, приводя их в форму буквы «Зю», то есть, конечно же, «L».

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»