Российский и мировой рынок стали: 9-16 июля 2023 г.
Самой «горячей» точкой на мировом рынке стали на сегодняшний день является Турция. Там уже давно были проблемы, но теперь они превратились в настоящий обвал. К сожалению, это напрямую затрагивает интересы российских металлургических компаний, для которых Турция традиционно выступала важнейшим экспортным направлением.
Туркам можно искренне посочувствовать. Главная беда страны — сильная и пока неустранимая зависимость от импорта сырья и энергоносителей. В последние годы там делали все правильно — дали заказ «Росатому» на строительство атомной станции, нашли природный газ в Черном море, создавали мощную экспортно ориентированную отрасль по производству автомобилей и комплектующих к ним. Но энергетический кризис 2021 г. начался раньше, чем успели к нему подготовиться, и все полетело в тартарары.
Разрушительное землетрясение в феврале 2023 г. стало не соломинкой, а полноценным бревном, рухнувшим на спину и так захромавшего верблюда. На восстановительные работы нужно около $100 млрд., а этих денег в стране нет, и взять их пока неоткуда.
Власти опять делают, что могут. Для увеличения доходов бюджета подняли налоги и некоторые платежи, например, на регистрацию импортных смартфонов. Пытаются вести борьбу с инфляцией и девальвацией местной валюты, поднимая процентные ставки. В июне их увеличили от 8,5 до 15%, а в июле — еще на 2,5 п.п. до 17,5%.
Однако на реальную экономику все эти меры действуют неблагоприятно — как минимум, в краткосрочном периоде. Деловая активность падает. У бизнеса появились большие проблемы с рефинансированием задолженности и привлечением новых кредитов. Видимый спрос на стальную продукцию упал еще сильнее, чем в мае-июне. Ряд металлургических компаний сократили производство, а может, и приостановили.
Для турецких производителей стали жизненно важным является снижение себестоимости. В начале июля они предлагали на экспорт арматуру примерно по $600 за т FOB, тогда как конкуренты из Египта были готовы продавать ее по $565 за т, а котировки на продукцию производителей из Катара, Малайзии, Индонезии (да и России, пожалуй) могли опускаться до менее $530 за т.
Не удивительно, что турецкий экспорт арматуры в этом году упал вдвое, а среди ведущих покупателей, наряду с традиционными Израилем и Йеменом, значатся и такие страны как Ямайка, Джибути и Эфиопия.
Турецкие металлурги к концу второй декады июля сбили цены на импортный металлолом до $355-360 за т CFR, самого низкого уровня с ноября прошлого года. А вот российские поставщики заготовки благодаря недавнему падению рубля смогли пойти на более серьезные уступки. Стоимость их продукции опустилась в долларах до минимальных показателей с ноября 2020 г., хотя при этом экспортный паритет не такой уж низкий — чуть менее 50 тыс. руб. за т с НДС.
В конце прошедшей недели турецкая арматура предлагалась за рубеж, в среднем, по $580 за т FOB. То есть, для достижения примерного паритета с конкурентами им нужно сбавить цены еще на $20-30 за т. Скорее всего, более серьезного отступления не потребуется и от российских поставщиков полуфабрикатов. Хотя следует отметить, что экспорт в дальнее зарубежье становится для отечественных производителей все менее привлекательной опцией несмотря на нынешний валютный курс. Можно, конечно, опустить рубль до уровня 1 американского цента, но это как-то несколько зашкварно.
Российский Центробанк в этом плане взял пример с турецких коллег — повысил процентную ставку сразу на 1 п.п. до 8,5%. До этого она держалась на неизменном уровне с сентября прошлого года. Правда, есть подозрение, что на курс рубля это особенно не повлияет, так как основное воздействие на него оказывают совсем другие факторы — торговый и платежный баланс, а также объемы вывоза капитала. Здесь нужны иные методы постепенного и целенаправленного воздействия.
Что же касается инфляции, то повышение процентных ставок ее только усиливает, так как растут затраты производителей, а с ними и цены. Можно, конечно, выморозить рынок до состояния дефляции, что неоднократно бывало у нас, а сейчас происходит в западных странах, но у этого «лекарства» слишком много неприятных побочек. Тот же Центробанк РФ прогнозирует на 2023 г. экономический рост в пределах 1,5-2,5%, но тут же оговаривается, что эти унылые значения сохранятся в неизменности, как минимум, до 2026 г. Тоска…
Хотя в принципе не все так плохо. Вице-премьер Марат Хуснуллин положительно охарактеризовал итоги первого полугодия в строительном секторе. Ввод в строй жилья составил 52,1 млн. кв. м, что всего на 0,9% меньше, чем за первые шесть месяцев 2022 г. По многоквартирным домам зафиксирован рост на 9,9% до 21,7 млн. кв. м. Из них 4,0 млн. т пришлось на июнь, что на 17,6% больше, чем годом ранее.
Несмотря на падение с конца 2021 г. количества многоквартирных домов, получивших положительное заключение экспертизы проектной документации, объем действующих разрешений на строительство, по словам вице-премьера, к середине текущего года достиг 153,9 млн. кв. м. Так что, фронт работы у строителей точно есть.
Об этом говорит и текущая обстановка на российском рынке стальной продукции. Наиболее высокими темпами поднимаются цены на прокат с покрытиями, сварные трубы общего назначения, арматуру. Для всех этих категорий именно стройка является крупнейшим потребителем. На другом полюсе находится листовой прокат без покрытия, особенно, холоднокатаный. Эти виды стальной продукции относительно стабильны. Металлурги даже не планируют увеличения их стоимости в августе.
Поддержанию равновесия в секторе непокрытого листового проката безусловно способствуют ремонты на комбинатах, что уже происходят и будут происходить в ближайший месяц. Не слишком высокий спрос на эту продукцию компенсируется ограниченным предложением. Хотя тут надо отметить еще и значительное сужение поставок российского листового проката в дальнее зарубежье. Мировой рынок сейчас в депрессии, продажи у всех невысокие, востребованность стальной продукции низкая.
Возможные изменения к лучшему здесь связаны, прежде всего, с Китаем. В первом полугодии он, скорее, разочаровал. Рост ВВП составил 6,3% во втором квартале и 5,5% за шесть месяцев. Вроде бы неплохо, но многие эксперты ожидали большего. Инвестиции в основной капитал прибавили только 3,8% по сравнению с первой половиной 2022 г., что по китайским меркам маловато.
При этом компании частного сектора, на долю которых пришлось 52,9% капиталовложений, снизили этот показатель на 0,2% по сравнению с первым полугодием 2022 г., а спад на рынке недвижимости составил 7,9%. По-прежнему мало новых строек в жилищном секторе. В июне их было почти на 32% меньше по совокупной площади, чем в том же месяце прошлого года.
Ожидания в Китае двоякие. В первую очередь, металлурги надеются на новые меры по поддержке строительной отрасли и экономики в целом. Хотя сложно сказать, что здесь можно сделать. Китайский рынок недвижимости не просто так обвалился во второй половине 2022 г. Он был сильнейшим образом перегрет, из-за чего в стране просто закончился платежеспособный спрос. Любые меры по его стимулированию опасны тем, что могут снова надуть тот пузырь, что с такими потерями приспустили в 2022 г.
В то же время, китайская промышленность, похоже, понемногу наращивает обороты. Восстанавливается потребительский рынок — в июне отмечался рост продаж автомобилей и бытовой техники. Так что, видимый спрос на стальную продукцию в стране действительно может прибавить. А вот производство стали наверняка уменьшится.
В первом полугодии его объем достиг 535,6 млн. т, на 1,3% больше, чем в тот же период годом ранее. При этом китайские власти неоднократно заявляли, что выплавка стали в 2023 г. не должна превысить прошлогодние 1,013 млрд. т. Значит, на вторую половину текущего года остается не более 477 млн. т. Если снижение выпуска состоится, то, очевидно, уменьшатся и объемы китайского экспорта стали, что в первом полугодии превысили показатель аналогичного периода 2022 г. более чем на 30%, до около 45 млн. т, если брать в расчет и полуфабрикаты.
К концу прошедшей недели котировки на стальную продукцию на Шанхайской фьючерсной бирже достигли самых высоких показателей почти за три месяца, и это неплохой знак. Вряд ли до завершения дождливого сезона в сентябре в Китае что-то кардинально изменится, но, по крайней мере, китайские компании не будут так сильно наводнять мировой рынок дешевым прокатом.
На российском же рынке пока что будет сохраняться относительное равновесие. Возможно, текущая обстановка не претерпит существенных изменений до конца строительного сезона. А осенью могут возникнуть новые расклады.
Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»