Российский и мировой рынок стали: 25 сентября — 2 октября 2022 г.

03.10.2022

После объявления частичной мобилизации, подрыва «Северных потоков», референдумов и вхождения новых территорий в состав России ситуация в мире стала принципиально непредсказуемой. Никаких ограничений больше нет. Возможно все, что является вероятным и реализуемым.

Поэтому говорить сегодня есть смысл только о текущем моменте и ближайших перспективах — до тех пор, пока новые события не изменят снова обстановку. Рубикон безвозвратно перейден, а дальше будет видно.

Для российской экономики ключевыми вопросами на ближайшее будущее, вероятно, станут степень централизации, уровень и широта государственного управления важнейшими отраслями. Повышение ответственности за срыв гособоронзаказа требует и расширения возможностей руководителей предприятий.

С одной стороны, излишними и мешающими делу становятся всевозможные тендеры, согласования, отчетности и прочие административные процедуры, отнимающие кучу времени и сил. Совсем другие задачи должны встать теперь перед ФАС, Налоговой и другими подобными надзорно-контрольными структурами. С другой стороны, перестают работать и многие рыночные инструменты.

В принципе, перестройка российской экономики в сторону большей централизации, государственного планирования и финансирования приоритетных проектов, соединения государственного начала с частным предпринимательством началась еще в марте. Теперь эти процессы, вероятно, ускорятся. Но конкретные формы еще до конца не определены. Здесь возможен весьма широкий разброс вариантов. Не исключено, что в различных отраслях все будет происходить сильно по-разному.

Российская металлургия и металлоторговля — отрасли полностью рыночные, долей государства в них нет. Сейчас в процессе подготовки находится новая стратегия развития этого сектора. Широкой национализации в ней, скорее всего, не будет, но в ближайшие годы металлургам, скорее всего, придется менять свою бизнес-модель, причем очень сильно.

Прежняя экспортная направленность российских производителей металлопродукции в данный момент стала сильно затрудненной. Санкционное давление западных стран на внешние связи российских компаний усиливается. Деятельность в обход санкций преследуется. Для банков российский бизнес все глубже уходит в «черные списки». Разработанные в последние месяцы обходные схемы могут оказаться под угрозой. Могут усилиться трудности, связанные с использованием западного оборудования.

Одним из аспектов новой тенденции стало укрепление рубля. В последний сентябрьский день в ходе торгов курс одно время поднимался до менее 54 руб. за доллар, а евро оказывалось ниже 52 руб. Отчасти это связано с тем, что данные валюты оказываются все менее востребованными для российских компаний. Чем больше новых ограничений, тем меньше можно купить чего-либо за западные валюты.

Летом аналогичная ситуация завершилась коррекцией курса, в чем немаловажную роль сыграл частичный прорыв торговой блокады через различные обходные маневры. Сейчас обстановка, похоже, усложнилась. Все более настоятельной необходимостью становится создание новой международной финансовой системы, отделенной от западной и неподвластной западным санкциям. Иначе «хозяева денег», имеющие возможность диктовать свою волю почти всему миру, отправят российскую экономику в состояние автаркии.

Основная проблема здесь заключается в том, что альтернативная система необходима России, но потенциальные партнеры до последнего времени не видели столь острой ее нужности для себя. Но и здесь происходят перемены. Запад, можно сказать, сам рубит под собой сук.

В США повышение базовых процентных ставок в конце сентября резко повысило риск экономического кризиса. Одним из его проявлений стало падение цен на горячекатаный прокат примерно на $70 за т в течение третьей декады прошедшего месяца.

В Европе попытки местных металлургических компаний поднять котировки на стальную продукцию предпринимались в течение всего сентября, но так и не дали результата. В Германии горячекатаный прокат вообще провалился до самого низкого уровня с начала февраля 2021 г. В регионе просто нет спроса. Во второй половине сентября европейские компании даже практически прекратили закупки полуфабрикатов и сортового проката в странах Восточной Азии.

Европейские промышленники ждут, что правительства стран региона и Европейская комиссия снизят им цены на газ и тарифы на электроэнергию. При нынешнем их уровне энергоемкие отрасли работать не могут.

И надо сказать, европейские металлурги дождались принятия этих мер. Еврокомиссия представила свои рекомендации, а в ряде стран Европы разработали свои механизмы. Основа их заключается в субсидировании тарифов. Правительства будут забирать деньги у слишком много зарабатывающих энергокомпаний и отдавать их конечным потребителям электроэнергии. Вариант — установить предельные цены на газ и доплачивать разницу между этими «потолками» и биржевыми котировками. Еще один вариант — налоговые кредиты для энергоемких отраслей и прочие формы покрытия избыточных энергозатрат из госбюджетов.

Такими мерами действительно удастся облегчить положение тех же металлургов. В Италии, например, где предложена схема налоговых кредитов, простаивавшие ранее производители стали в октябре намерены возобновить выпуск. Однако подобные методы ведут к разгону инфляции. Повторится ситуация 2020-2021 гг., когда антиковидные программы финансировались напечатанными деньгами.

В последние месяцы цены на стальную продукцию на мировом рынке медленно снижаются. В конце сентября свой вклад в этот процесс внесли китайские компании, понизившие экспортные котировки благодаря подешевевшему юаню. Сейчас Китай ушел на каникулы, отмечая очередную годовщину основания КНР. Затем 16 октября начнется XX съезд Коммунистической Партии Китая. До его завершения в стране вряд ли будут происходить какие-либо широкомасштабные колебания цен на черные металлы.

Если западные страны примут решение о выходе из энергетического и спровоцированного им экономического кризиса за счет «печатного станка», мы снова увидим резкий рост цен на все виды ресурсов. Причем происходить он будет в условиях крайнего усиления антироссийской торговой блокады. В случае реализации такого сценария у всех незападных стран появится насущная необходимость в прекращении «импорта инфляции». Некоторые государства уже сейчас испытывают проблемы с критическим импортом, а будет еще хуже.

Альтернативой новому инфляционному скачку станет экономический кризис, в эпицентре которого окажется Европа. Решить проблему сверхвысоких цен на газ и электроэнергию можно еще и путем сокращения их потребления. Причем в отношении газа без этого не обойтись. У европейских стран просто нет физических возможностей (терминалов по приему сжиженного газа и газопроводов), чтобы компенсировать выпадание российского импорта. А вероятность его полного обнуления в ближайшее время становится вполне зримой.

Приходится признать, что США выиграли «генеральное сражение» за Европу. Теперь у них есть все возможности для того чтобы разрушить и ограбить ее экономику. Российская ставка на взаимовыгодное экономическое сотрудничество не сыграла. Ключевым стал «человеческий фактор». Европейцы сами с флагами и барабанным боем привели к власти своих собственных могильщиков. Как конкретно будет происходить процесс, мы увидим в ближайшие полтора года. Наверное, не все решится этой зимой, что-то останется и на долю следующей.

Так или иначе, в октябре, пожалуй, определится, что будет ждать мировой рынок стали в ближайшем будущем. Один вариант — новый подъем на инфляционной накачке, второй (пожалуй, более вероятный) — дальнейшая деградация спроса при медленном снижении цен и сокращении объемов производства и экспортных поставок стальной продукции.

Российский рынок стали начинает четвертый квартал тоже в неоднозначной позиции. Металлургические комбинаты наметили на октябрь серию ремонтов оборудования. Ограничение объемов предложения способствует некоторому повышению цен на листовой прокат. Арматура, наоборот, оказалась в избытке, поэтому и дешевеет. Впрочем, не так уж много времени осталось до завершения строительного сезона.

Сегодня трудно говорить вообще о каком-либо будущем. Мир похож на на атомный реактор с выдвинутыми стержнями контроля, который может внезапным скачком пойти вразнос. Но если всем нам удастся пережить приближающуюся зиму, то 2023 г. в России имеет хорошие шансы стать Годом строителя. Именно эта отрасль станет основным локомотивом экономики, потому как больше пока некому. А различных программ поддержки строительства принято много. Лишь бы они сохранили свою актуальность весной будущего года.

В любом случае, теперь будет меняться многое, и меняться быстро. Мир действительно вступил в период революционных трансформаций. Остается только фиксировать эти изменения и оценивать хотя бы ближайшие их последствия.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»