Российский и мировой рынок стали: 11 декабря — 18 декабря 2022 г.

21.12.2022

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам оставило, признаться, неоднозначные впечатления.

С одной стороны, было озвучено много широкомасштабных планов, которые даже при частичной реализации принесут российской экономике очень много хорошего. С другой же, очень много направлений заявлены как приоритетные. Хватит ли на все ресурсов?

Особенно, в нынешней ситуации, когда военные расходы неизбежно оттягивают на себя средства, которые приходится изымать с других направлений и проектов. Так, по данным исследования «А Групп», в этом году сократились объемы дорожного и мостового строительства. А Центральный банк признает, что в экономике ощущается нехватка рабочей силы.

Безусловно, чрезвычайные, кризисные обстоятельства способны мобилизовать страну и заставить ее за считанные годы пробежать дистанцию, рассчитанную на десятилетия. Советские 30-е гг. при всех их трагедиях и издержках — как раз пример такого рывка.

Нынешние планы тоже весьма долгосрочные. За без малого десять месяцев, прошедших с февральских событий, успели лишь определиться с основной программой действий и кое-что стартовать. Но основная конкретика — это 2023-й, 2024-й, 2025-й и следующие годы. С промежуточным финишем в районе 2030 г.

Сделать предстоит очень много. В международном плане — это радикальный пересмотр внешней торговли и самой системы международных отношений. Как отметил на заседании Совета президент, за первые девять месяцев 2022 г. профицит России в торговле с Евросоюзом увеличился в 2,3 раза до $138 млрд. Причем, по его словам, Европа продолжает потреблять наши товары и услуги, а взамен ничего продавать не хочет. Такой дисбаланс не может продолжаться бесконечно.

Надо сказать, что Европа и сама работает в этом направлении. Эмбарго на российские товары, взрывы на «Северных потоках», недавно объявленный «потолок» на российскую нефть — это как раз шаги, нацеленные на сокращение российского экспорта в Евросоюз. Хорошо ли это или плохо, — вопрос философский. Это неизбежно.

Конечно, на первый план выходят энергопотоки, которые нужно развернуть в новом направлении. Строительство новых газопроводов в восточном направлении, новые заводы по сжижению природного газа, расширение железнодорожной сети и пропускной способности портов на Дальнем Востоке и т. д.

Но вопрос изменения экспортных приоритетов намного более широкий. Ранее Россия выступала, прежде всего, как поставщик энергоносителей, продовольствия, промышленных продуктов с относительно низкой степенью переработки, а импортировала, главным образом, потребительские товары, машины и оборудование. Сейчас эту модель надо менять. Импорт промышленных товаров сократился из-за санкций. А его экспорт так или иначе надо будет увеличивать. Российский рынок сам по себе узковат, а сегодня в мире основные прибыли создаются за счет масштабов.

Нынешняя деятельность по импортозамещению, созданию промышленных кластеров, укреплению технологического суверенитета неизбежно будет иметь и экспортную направленность. Ведь если появится возможность самим выпускать аналоги западной высокотехнологичной продукции, было бы странно не предложить ее другим странам, которые, может быть, тоже проявят заинтересованность в избавлении от зависимости.

В качестве примера здесь можно привести деятельность «Росатома». В мире, фактически, происходит раздел атомной энергетики на зоны. Так, Великобритания, Польша, Чехия, Румыния, Нидерланды, планирующие строительство новых атомных станций, никогда (по крайней мере, в нынешней системе международных отношений) не допустят к тендерам компании из России и Китая. Зато российские и китайские атомщики могут рассчитывать на заказы в странах Азии, Африки, Южной Америки. Нейтральное положение пока занимает Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP), но и ей в будущем, возможно, придется присоединиться к той или иной технологической зоне.

Как сообщил на заседании Совета вице-премьер Денис Мантуров, определены приоритетные отрасли российской экономики. Это химическая промышленность, лесоперерабатывающая промышленность, автопром, металлургия, железнодорожное машиностроение и судостроение. Именно в них в ближайшие 7-8 лет будут реализовываться сотни инвестиционных проектов на триллионные суммы. И каждая отрасль будет тянуть за собой смежников и партнеров.

До конца текущего года, то есть, в ближайшие дни, правительство обещает подготовить две увязанные между собой стратегии развития — для металлургии и автопрома. Перед российскими автомобилестроителями стоит сложнейшая задача по возрождению национальной конструкторской школы и локализации производства компонентов, а перед металлургами — по обеспечению автопрома необходимыми видами стальной продукции и специальными сталями. Эта работа, кстати, ведется уже давно, потому, очевидно, сопряжение стратегий было в первую очередь проведено для двух данных отраслей.

Еще более важным потребителем для российской металлургии является строительный комплекс. При этом следует заметить, что многие программы по его развитию (инфраструктурное строительство, модернизация ЖКХ) фактически сдвигаются на 2024 г. На будущий 2023 г. на эти направления выделяются относительно скромные суммы.

Льготную ипотеку все-таки продлили до середины 2024 г., но повысили ставку до 8%. Было также заявлено, что приоритетной становится семейная ипотека под 6%, для предоставления которой расширяют критерии.

Вообще, строительный сектор сейчас находится в двойственном положении. С одной стороны, в 2022 г. будет поставлен новый рекорд в сфере жилищного строительства. Уже по итогам 11 месяцев было сдано 93,3 млн. кв. м жилья, что превышает результат всего 2021 г. Но, с другой, за последнее время резко возросло количество непроданных квартир, снижается число новых строек.

Как заявляют некоторые эксперты, нынешний механизм проектного финансирования плохо приспособлен к тому, чтобы девелоперы снижали цены на недвижимость. На сужение спроса они отреагируют уменьшением объемов предложения. Стройку может поддержать массовое возведение арендного жилья, но когда это будет?..

В конце года спрос на стальную продукцию в России немного активизировался. Это позволило металлотрейдерам приподнять цены на арматуру и сварные трубы, хотя они все еще остаются заниженными. Рынок в целом сбалансирован, поэтому особых изменений на нем в ближайшем будущем не ожидается. Хотя дистрибьюторы опасаются, что металлургические компании все-таки поднимут внутренние цены после Нового года, реагируя на рост за рубежом.

Действительно, стоимость стальной продукции на мировом рынке в последнее время поднимается. Центром этого роста является Китай, где правительство, с одной стороны, сильно смягчило ковидные ограничения, а с другой, заявляет о намерении поддержать бедствующую отрасль жилищного строительства.

На этих ожиданиях цены на прокат в Китае подскочили до самого высокого уровня за четыре-шесть месяцев, а экспортные котировки постоянно пересматриваются в сторону повышения. Если в ноябре некоторые китайские компании были готовы поставлять горячекатаный прокат в Китай по $500 за т CFR и менее, то сейчас цены вышли на отметку $600 за т. Примеру китайцев охотно следуют и компании из других стран Азии.

В то же время, европейским металлургам так и не удается толком увеличить свои котировки несмотря на высокий уровень энергетических затрат. Eurofer и национальные металлургические ассоциации каждую неделю публикуют, по меньшей мере, по одному обращению к Еврокомиссии, Евросовету, Европарламенту, правительствам стран ЕС (осталось только в ООН и всем людям доброй воли написать, наверное), взывая о необходимости срочного оказания помощи. Но все эти призывы пока что остаются гласом вопиющего в пустыне.

В Турции выросли цены на листовой прокат, но рынок сорта уже резко сбавил покупательскую активность. Котировки там поползли вниз, а следующим будет, наверное, металлолом. Точно так же, наверное, не удержится на заявленных высотах и российская заготовка.

Поэтому вряд ли российским металлургам удастся очень сильно поднять цены на экспорте. Тем более, что рынки сбыта для них остаются весьма ограниченными. Кроме того, стоимость стальной продукции в России и так выглядит сильно завышенной по сравнению с внешними рынками. Даже с учетом слабеющего рубля разрыв составляет порядка 15 тыс. руб. за т для горячекатаного проката. По сути, за счет прибыли от продаж в России металлурги компенсируют убытки, которые они несут на внешних рынках. А если зарубежные операции для них снова станут хотя бы безубыточными, это не повод поднимать цены для российских потребителей.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»