Российский и мировой рынок стали: 8-15 ноября 2020 г.

16.11.2020

Российские машиностроители показывают различные результаты. Как правило, у них сильное конструкторское звено. Те, кто сохранил старую советскую школу, сейчас успешно подкрепляют традиции новыми знаниями. Их отставание от зарубежных конкурентов зачастую обусловлено такими факторами как дизайн, эргономика, уровень сервисного обслуживания и вообще поддержание отношений с клиентами, условия продаж. Над этими вещами еще надо работать.
Металлургические предприятия чувствуют себя хорошо. Низкий курс рубля и высокая конкурентоспособность помогли им сохранить или даже укрепить позиции на внешних рынках. Правда, это оборачивается усилением давления на отечественных потребителей. Заводские котировки на прокат поднялись в ноябре и, очевидно, снова прибавят по декабрьским контрактам. При этом металлурги явно настроены на продолжение роста и в первом квартале 2021 г. Перед дистрибьюторскими компаниями стоит непростая задача — реализовать аналогичное повышение на споте. В последнее время у них это получалось не очень хорошо.
Причин для повышения цен у металлургических компаний хватает. Например, в России дорожает металлолом. Спрос на это сырье весьма активный, в том числе, и со стороны экспортеров, а объемы предложения оставляют желать лучшего. Карантин нанес серьезный удар по бизнесу сборщиков — физических лиц, а компенсировать эти потери не удается до сих пор.
Кстати, в целом мировой рынок стали на прошлой неделе находился на повышении, затронувшем все основные сегменты. Котировки на заготовку, сортовой и листовой прокат прибавили порядка $10-20 за т и теперь находятся на уровне лета прошлого года. Правда, этот подъем все-таки не производит впечатления долгосрочной тенденции.
Прежде всего, одной из причиной роста стало повышение активности в Китае. Местные компании торопятся, опасаясь холодной зимы. Пока погода стоит хорошая, строительный сектор демонстрирует просто небывалое для этого времени года оживление. А местные власти, заставляя некоторые металлургические компании сокращать выпуск, чтобы снизить давление на окружающую среду, способствуют ограничению предложения.
В результате, в частности, цены на арматуру в Китае подскочили до самой высокой отметки за одиннадцать месяцев, а на товарную заготовку — за пятнадцать. Это способствует расширению китайского импорта полуфабрикатов и подорожанию данной продукции. Однако, скорее всего, наступление холодов обратит процесс вспять.
В Турции и европейских странах причинами ценовых подъемов стали укрепление лиры, увеличение стоимости металлолома до более $300 за т CFR Турция и, не в последнюю очередь, «добрый дедушка Байден». От «хайли лайкли» нового президента США ждут, что он исправит все несообразности, которые наворотил за четыре года злобный Трамп, и в мировую экономику вернутся мир и благолепие. В частности, немалые надежды возлагают на него китайцы, у которых с Байдером давние, длительные и, надо понимать, взаимовыгодные деловые отношения.
Однако экономические эксперты не ожидают каких-либо резких изменений в американской торговой политике после смены власти. Так, American Iron and Steel Institute (AISI) яростно лоббирует сохранение стальных и алюминиевых тарифов, которые, по его мнению, необходимы для поддержки национальной металлургической промышленности. Многие американские компании в последние годы перевели производственные мощности из Китая во Вьетнам, Индонезию или Мексику и не слишком хотят тратить новые деньги, для того чтобы вернуться обратно. Никуда не делись и конфликты между Евросоюзом и США в авиастроении и сфере информационных технологий, имеющие фундаментальный характер.
Что, скорее всего, изменится, если команде Байдена удастся сломить сопротивление противника, так это отношение новых американских властей к климатической тематике. Впрочем, доля ветряной и солнечной энергетики в США росла и при президентстве Трампа, а власти более десятка «демократических» штатов уже приняли постановления о переходе к полностью безуглеродной энергетике к 2040-2050 гг. Конечно, можно влить туда еще больше государственных средств, повысить субсидии на электромобили, но это не будет чем-то кардинально новым. А вот решится ли новая администрация ограничить добычу сланцевой нефти и газа — большой вопрос.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»