Российский и мировой рынок стали: 3-10 февраля 2019 г.

11.02.2019

На российском рынке стали продолжается зимний «мертвый сезон», но цены на стальную продукцию разворачиваются в сторону повышения. Причины этого роста находятся далеко за пределами нашей страны — в Турции, где оживление в строительной отрасли спровоцировало подорожание металлолома, заготовки и готового проката, и в Бразилии, где гибель более двух сотен человек под грязевым селем потрясла всю глобальную железорудную отрасль. Впрочем, и у нас происходит много событий, произносится много слов, которые, возможно, станут прелюдией к настоящим делам.
Пока в Китае и других странах Восточной Азии праздновали наступление Нового года по китайскому календарю (5 февраля), считалось, что на мировом рынке стали не может произойти ничего значимого. Однако Бразилия и Турция, железная руда и металлолом, оказались более важными факторами, чем даже Китай с его нерешенными проблемами со Штатами и риском нового обострения торгового конфликта.

В Турции, судя по всему, проявился эффект отложенного спроса и кратковременного дефицита, хорошо знакомый российским металлургам и металлотрейдерам. Весна там приходит раньше, чем у нас, строительная отрасль немного отдышалась после прошлогоднего обвала и начала потихоньку размещать заказы на арматуру. Это буквально возродило к жизни металлургические компании, многие из которых были вынуждены значительно сократить и даже приостановить производство в январе, причем без каких-либо перспектив на будущее.

После того как эти перспективы внезапно появились, турецкие мини-заводы стали интенсивно закупать металлолом, чтобы обеспечить себя сырьем на ближайшие два месяца. Так как объем предложения сейчас по зимнему времени ограниченный, итогом стал взлет цен. По сравнению с крайней точкой спада в первой половине января стоимость металлолома в Турции подскочила уже более чем на $50 за т. Соответствующим образом рванули вверх сортовой прокат, а также заготовка, в том числе, отечественного производства.

В принципе, для Турции на ближайшие недели можно прогнозировать выход на пик, а затем понижательную коррекцию и стабилизацию на новом уровне. Или медленное понижение, как было в России осенью прошлого года, если турецким металлургам не удастся соблюсти баланс между спросом и предложением. Тем не менее, пока повышение еще продолжается, так что отечественные экспортеры стальной продукции могут существенно поправить свои дела.

Подорожание железной руды, по-видимому, имеет более долгосрочный характер. На прошлой неделе оно было, скорее, виртуальным из-за отсутствия крупнейшего покупателя — Китая. Но теперь рынок, очевидно, примет новые ориентиры. По мнению ряда экспертов, представляющих ведущие инвестиционные банки и трейдинговые компании, на пике австралийская руда с 62% железа, которая еще в конце прошлого года стоила менее $70 за т CFR Китай, имеет все шансы превысить отметку $100 за т, а в ближайшие месяцы она может не опуститься ниже $75-80 за т.

Резонанс от бразильской трагедии громкий, а эхо разносится далеко. В этой стране очень плохо относятся к компаниям, допустившим серьезные косяки с загрязнением окружающей среды и вообще нарушения при добыче полезных ископаемых. Компания Samarco, у которой катастрофический прорыв дамбы хвостохранилища произошел в ноябре 2015 г., простаивает до сих пор. Глиноземный завод Alunorte, где в феврале прошлого года произошла утечка отходов прилегающего бокситового рудника, вот уже скоро год как работает на половинной мощности. Очевидно, что и для Vale, крупнейшей железорудной корпорации страны и мира, последствия будут не менее тяжелыми.

Еще в январе руководство Vale сообщило, что постепенно спустит десять хвостохранилищ, где существует риск прорыва, и перейдет к преимущественному складированию сухих отходов обогащения. Из-за этого на три года останавливаются железорудные предприятия совокупной производительностью 40 млн. т в год. А на прошлой неделе суд штата Минас-Жерайс лишил компанию лицензии на крупнейший на юге страны ГОК Brucutu, где ежегодно добывалось около 30 млн. т сырья.
Ранее Vale заявляла, что частично компенсирует потери за счет увеличения добычи сырья на других активах, но дыру в 70 млн. т уже не закроешь ничем. Мировой рынок ЖРС переходит в состояние дефицита. А высокая стоимость руды неизбежно приведет к подорожанию стальной продукции независимо от воздействия любых других факторов. Разве что, кроме очередного глобального финансового кризиса.

Увеличение затрат и рост экспортных котировок ведут к поднятию цен на прокат и на российском рынке. Повышение заводских котировок на арматуру и листовую продукцию в марте становится практически предрешенным. Таким образом, дистрибьюторским компаниям тоже необходимо корректировать вверх позиции в прайс-листах. Что, собственно, некоторые поставщики уже сделали. Причем, металлотрейдерам надо поторапливаться. За последние две недели стоимость российской стальной продукции на экспорте прибавила порядка $20-40 за т, и это, очевидно, еще не вершина.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»