Российский и мировой рынок стали: 29 марта – 5 апреля 2020 г.

07.04.2020

Ситуация понемногу определяется. Некоторые страны под влиянием эпидемии или вызванных ею страхов усаживают большую часть своей экономики на пятую точку. Из-за того, что люди находятся на карантине, останавливаются промышленные предприятия, стройки и порты. Другие стараются поддерживать хрупкий баланс между безопасностью и экономической целесообразностью, чтобы не допустить ни обострения эпидемиологической обстановки, ни лишения значительной части населения средств к существованию.
В то же время, надо отдавать себе отчет в том, что перелома еще не произошло – ни у нас, ни, тем более, за рубежом. Жесткие карантины в Индии, Юго-Восточной Азии, ряде западных стран будут продолжаться, как минимум, до середины апреля. И пока нет ответа на вопрос: что будет, если и к тому времени не улучшится эпидемиологическая обстановка?
Прошедшая неделя в целом завершилась на мажорной ноте. Даже предположение о том, что ведущие экспортеры нефти могут договориться друг с другом о радикальном сокращении добычи, за пару дней взвинтило биржевые котировки на сорт «брент» более чем на треть – от около $25 до почти $35 за баррель. Под влиянием этого фактора и рубль поднялся до наивысшей отметки с середины марта.
Поэтому большой удачей станет, если соглашение по нефти вообще будет достигнуто, а основные производители договорятся убрать с рынка хотя бы 10-15% от ежедневного производства. Но проблема в том, что спрос в апреле может смело упасть в мировом масштабе на 20, а то и на 30%. Поэтому нефть все равно останется в избытке и будет сливаться в хранилища… пока там еще есть свободное место. На месяц-полтора это обеспечит решение. А дальше?.. Нет ответа.
С аналогичной проблемой столкнулся сейчас и мировой рынок стали. В начале апреля видимое потребление резко упало, что привело к появлению большого избытка предложения и обвалило цены на ряде региональных рынков на уровень 2016 г. Горячекатаный прокат предлагается компаниями из СНГ, Индии, Китая менее чем по $400 за т FOB, заготовка подешевела до менее $340 за т FOB, металлолом в Турции стоит чуть дороже $200 за т CFR. По сравнению с показателями месячной давности спад составил порядка 20%.
И это еще не конец. Так, турецкие производители арматуры опасаются удешевления своей продукции до $350 за т. Европа ничего не покупает и вряд ли вернется на рынок в ближайшую неделю. Индия вне игры из-за карантина. По той же причине приостановились поставки в ряд государств Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В Турции и на Ближнем Востоке потребители выжидают и попутно выжимают у продавцов все более масштабные уступки. Расширяют, правда, импорт стали китайские компании. Но по сравнению с понесенным рынком потерями их вклад незначительный.
Безусловно, приостановить производство стали проще, чем закрыть нефтяные скважины. В Европе выведены из эксплуатации мощности по выплавке около 15 млн. т чугуна в год, на многих комбинатах доменные печи работают с минимальной загрузкой. То же самое происходит и в Индии, где к тому же на комбинатах остановлены прокатные станы из-за отсутствия людей на рабочих местах. Временно прекращают функционирование мини-заводы с электропечами, в очередной раз гибко отреагировавшие на изменение обстановки. Тем не менее, цены на прокат на мировом рынке еще какое-то время, очевидно, будут падать просто из-за недостатка покупателей.
С этой проблемой неизбежно столкнутся и российские компании. На отечественном рынке тоже накапливается масса стальной продукции, которая в ближайшее время не может быть продана. Очень вероятно, что под этим давлением металлургам придется отказаться от объявленного на апрель повышения котировок на широкий сортамент проката или ограничиться более скромным ростом. Во всяком случае, спотовый рынок в очередной раз отстал от первичного без особой надежды догнать его, а экспортный паритет, на который любят ссылаться металлурги, опускается все ниже.
Пока полностью туманным остается будущее. Нынешний кризис уникален. Никогда ранее мир не накрывала пандемия, требующая проведения настолько широкомасштабных карантинных мероприятий. И коронавирус – это, увы, надолго. По меньшей мере, пока не появятся лекарства, способные предотвратить самые неприятные осложнения, либо сам вирус, как это было сто лет назад с гриппом, не мутирует в сторону меньшей опасности, став не более чем беспокоящим сезонным недугом.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»