Российский и мировой рынок стали: 21-28 марта 2021 г.

29.03.2021

Прошедшая неделя выдалась очень турбулентной. Она началась с визита Сергея Лаврова в Китай, продолжилась обменом санкциями между Китаем и западными странами и дошла до кульминации при посадке на мель поперек Суэцкого канала застрявшего контейнеровоза.
На мировом рынке стали между тем возникают и растут разрывы. Цены на листовой прокат изменяются совсем в другом ключе, чем на сортовой. В западных странах, Китае и остальном мире наблюдаются совершенно различные тенденции, ведущие к не соответствующим друг другу результатам.
На Западе продолжается взлет цен на листовую продукцию. В Евросоюзе базовые котировки на горячекатаный прокат превысили 800 евро за т EXW, достигнув очередного наивысшего значения с 2008 г., а ArcelorMittal объявила об их повышении до 900 евро за т. В США некоторые компании выставляют предложения из расчета более $1500 за т.
Видимая часть этого айсберга заключается в том, что местные компании по-прежнему не в состоянии полностью удовлетворить внутренний спрос, а импорт ограничивается. Ситуация осложняется тем, что загрузка мощностей европейских и американских металлургов достигла максимально возможного в нынешних обстоятельствах уровня, из-за чего избыточный, разогревающий рынок спрос переходит из месяца в месяц.
В частности, складские запасы в германских сервисных металлоцентрах с конца прошлого года находятся на минимальной отметке за последние три десятилетия и никак не могут возрасти. Более того, по данным Platts, в феврале резервы даже немного сократились, поскольку потребительский спрос превышает поступления металла от производителей. Поэтому трейдеры ставят объемы выше цен и готовы заключать контракты за любые деньги. Между тем, книги заказов металлургических предприятий и так заполнены на три-пять месяцев вперед.
Постоянное увеличение стоимости стальной продукции приносит свои проблемы. Металлотрейдерам и конечным потребителям нужно дополнительное финансирование на закупку конкретно подорожавшего проката. Но банки не дают им этих денег, отказываясь расширять кредитные линии. Это приводит к тому, что некоторым компаниям приходится ограничивать приобретение стальной продукции, снижая загрузку своих мощностей, или вовсе уходить с рынка.
Данная проблема в последнее время приобретает все большую остроту в России. Но то же самое происходит в Европе, США и Китае. Предыдущий абзац — это, вообще-то, цитата из недавней статьи в Platts с небольшим дополнением из материала китайской Mysteel. В связи с этим возникает резонный вопрос: а как долго рынок сможет выдержать эту бешеную раскрутку?
На представительной конференции 2021 International Iron Ore Market Seminar в китайском городе Циндао интересную мысль высказал заместитель генерального секретаря китайской металлургической ассоциации CISA Ван Йиншэн (Wang Yingsheng). По его словам, второй квартал будет очень «горячим» с точки зрения спроса. В Китае его будут формировать, в первую очередь, строительство, где реализуются запущенные в прошлом году в рамках постковидного стимулирования проекты, а во вторую, промышленность, доверху загруженная экспортными заказами на бытовую технику и другие потребительские товары для американских и европейских покупателей.
Однако во втором полугодии, как считает китайский эксперт, ситуация поменяется. Правительство КНР снова ужесточает ограничения на коммерческую покупку недвижимости. В первые два месяца 2021 г. количество новых строек сократилось на 9,4% по сравнению с тем же периодом докризисного 2019 г. А реализация инфраструктурных проектов может сильно замедлиться из-за превышения бюджетов. Стальная продукция в Китае вообще-то сейчас стоит на 35-45% дороже, чем в начале 2020 г. когда о коронавирусе знали только узкие специалисты. Конечно, это не сравнить с Европой и даже Россией, но и подъем цен на прокат более чем на треть плохо укладывается в сметы.
Кроме того, Ван Йиншэн считает, что во второй половине 2021 г. спрос на китайские товары за рубежом упадет вследствие насыщения рынка. А в самой КНР подорожание проката, цветных металлов, пластиков и других ресурсов пройдет по всей производственной цепочке вплоть до готовой продукции и вызовет сужение платежеспособного спроса и на нее.
В западных странах в середине года возможна отмена локдаунов, что должно привести к уменьшению потребления товаров в пользу возрождающейся сферы услуг. Так же не исключено, что будет снижен уровень финансовой поддержки населения. Впрочем, там ситуация очень неоднозначная.
Наконец, еще выше поднимутся цены, прежде всего, на листовой прокат. Ситуация с сортовым выглядит не такой напряженной. Трудности, с которыми столкнулась турецкая экономика, привела к снижению цен на металлолом и заготовку на внешних рынках. А их восстановлению будет препятствовать рекордный рост затрат на морские перевозки. Из-за тотальной нехватки контейнеров и судового тоннажа стоимость доставки за последние полгода подскочила в несколько раз по всем направлениям. Из-за этого экспортерам приходится снижать цены FOB.
Застрявший в Суэцком канале контейнеровоз может еще сильнее обострить ситуацию, хотя и на ограниченный период. В любом случае, транспортный кризис в ближайшие пару-тройку месяцев не закончится. Прекратиться он сможет только после насыщения западных рынков азиатскими товарами и снижения видимого спроса на них, а это произойдет, скорее всего, не раньше второй половины текущего года.
Поэтому цены на арматуру в России в обозримом будущем, скорее всего, останутся в интервале 50-55 тыс. руб. за т с НДС, а вот горячекатаный прокат, вышедший на рубеж 70 тыс. руб. за т, на нем не остановится. В этой связи вспоминается, что в 2018 г. российское правительство смогло обуздать подъем цен на бензин, причиной которого стал тот же рост экспортного паритета. Тогда был введен так называемый демпферный механизм, в рамках которого государство компенсировало нефтяникам прибыли, недополученные из-за того, что внутренние цены удерживались существенно ниже экспортного паритета.
Так почему бы не ввести аналогичную систему и для металлургов? И с тем же условием, что в случае превышения внутренних цен над экспортными они должны будут делиться сверхприбылями с государством. Конечно, это потребует постоянного мониторинга котировок на различные виды проката и значительных расходов, но зато от сокращения затрат на металлопродукцию однозначно выиграет вся экономика!

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»