Российский и мировой рынок стали: 20-27 декабря 2020 г.

28.12.2020

Этот год наконец-то подходит к концу. Однако даже завершаясь, он оставляет в наследство наступающему 2021 году ряд проблем.
Для металлургов и потребителей стальной продукции главной из них является, конечно, резкое повышение цен, продолжавшееся до самых праздников. В США и Евросоюзе буквально «на флажке» стоимость горячекатаного проката установила свежие максимальные отметки с 2008 г. — соответственно более $1100 и порядка 660-680 евро за т EXW.
В течение прошедшей недели европейцев практически догнали турецкие компании, а сортовой прокат, который ранее сильно отставал от листового, активно наверстывал упущенное. При этом, судя всему, наступление праздничной паузы не будет означать прекращения роста.
Из всех основных факторов, вызвавших этот подъем в четвертом квартале 2020 г., наиболее сомнительным выглядит экономический рост в западных странах, так как ситуация там сложилась весьма непростая. Правда, и здесь вероятность смены знака с плюса на минус пока не выглядит высокой. Хотя во многих европейских государствах объявлены весьма суровые карантинные мероприятия, до последнего момента это не оказывало никакого влияния на постоянное увеличение стоимости проката.
Металлолом в Турции и Восточной Азии вплотную подошел к отметке $500 за т CFR, а кое-где и перешагнул ее. Причем в январе ожидается новое подорожание, которое будет иметь несколько составляющих.
Прежде всего, это реальная нехватка металлолома. Сбор его заметно уменьшился в 2020 г., а новые карантины и наступившая зима отнюдь не улучшают перспективы. Особенно, в свете ожидаемого повышения экспортных пошлин в России и возвращения Китая на мировой рынок лома в качестве импортера.
Кроме того, верхнюю планку на рынке металлолома устанавливают компании из западных стран. У них есть деньги — реальные или виртуальные кредитные, цены на их продукцию поднялись до самого высокого уровня более чем за двенадцать лет. Поэтому можно не экономить на сырье, тем более, что оно реально нужно.
Железная руда находится вблизи самой высокой отметки за последние без малого десять лет и в ближайшее время тоже, очевидно, существенно не подешевеет. Спрос на это сырье определяет Китай, где экономика через полгода после завершения эпидемии коронавируса находится просто в процветающем состоянии.
В принципе, китайцы, как и западные страны, вбрасывали в экономику деньги, наращивая государственный долг. Но если у американцев и европейцев все средства в конечном итоге стекались в банки и использовались для надувания пузырей на фондовых биржах, то китайское правительство облагодетельствовало, прежде всего, реальный сектор.
Как отмечалось на Central Economic Work Conference (CEWC) в середине декабря, за первые десять месяцев 2020 г. объем эмиссии специальных инфраструктурных облигаций, за счет которых финансируются строительные проекты, составил 3,55 трлн. юаней ($544 млрд.), что на 66,7% превысило показатель всего 2019 г. По данным Argus Media, только в октябре 2020 г. в Китае стартовали более 4,5 тыс. новых проектов с совокупным объемом инвестиций 3,22 трлн. юаней. Не зря, согласно официальным оценкам, потребление стальной продукции в китайском строительном секторе в 2020 г. прибавило 13,4% по сравнению с предыдущим годом или почти 68 млн. т.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»