Российский и мировой рынок стали: 2-9 февраля 2020 г.

10.02.2020

Китайские предприятия, для которых каникулы были продлены на неделю, с 10 февраля, по идее, должны вернуться к работе. Однако очевидно, что полноценного возвращения не получится. Правительство КНР воспринимает угрозу коронавируса как смертельно серьезную. По сравнению с ней экономика уходит далеко на задний план. Фактически треть страны находится на карантине. Это означает, что рабочие, уезжавшие на праздники в родные деревни, не могут пока вернуться на свои заводы.
Именно по этой причине многие предприятия не смогут запуститься или будут функционировать с неполной загрузкой мощностей. Не возобновятся работы и на стройках. В некоторых районах их старт отложен еще на две недели, пока прибывшие работники не отбудут карантин. На юго-востоке страны пауза, по оценкам китайских специалистов, может продлиться до начала или даже до конца марта.
Китайскую металлургическую промышленность эти проблемы пока затронули в наименьшей степени. По состоянию на 9 февраля, не сообщалось об остановке доменных печей из-за нехватки рабочих рук или коронавируса. Однако в стране падает видимое потребление стальной продукции. По подсчетам S&P Global Platts, потери за февраль могут составить 31-43 млн. т по сравнению с обычной ситуацией. Точно так же обваливается видимый спрос на медь, нефтепродукты, природный газ, 60% которого используется в Китае в промышленности. Все они, особенно, сжиженный газ (LNG) резко подешевели. Неизбежным выглядит и падение котировок на железную руду.
Более серьезную угрозу для мировой экономики представляют простои китайских предприятий, выпускающих комплектующие, а также перебои в работе портов. В Австралии суда, прибывшие из Китая, уже отстаиваются на рейде по две недели на карантине. Нарастает хаос в контейнерных перевозках. Грузы, предназначенные для Китая, выгружаются в Корее с расчетом на то, что через какое-то время контейнеры можно будет переправить по назначению. Компания Hyundai уже столкнулась с проблемами из-за недопоставок комплектующих их Китая, а поставки айфонов могут сорваться из-за нехватки людей на сборочных заводах.
Для стальной продукции первая неделя февраля выдалась еще сравнительно нормальной. Цены, безусловно, падали в Азии, где заготовка и горячекатаный прокат понизились на $15-25 за т. Правда, в самом Китае котировки на биржах повалились только 3 февраля, в первый день торгов, после чего произошла стабилизация.
В других регионах слабым местом оказалась, прежде всего, Турция, где на $10-20 за т подешевел металлолом, спровоцировав аналогичный спад на рынках заготовки, сортового и листового проката. Уменьшение стоимости турецких горячекатаных рулонов на экспорте остановило рост цен на данную продукцию на юге Европы.
В то же время, распространение по миру китайских проблем безусловно скажется и на стальной продукции. Важно даже не сужение спроса вследствие перебоев с поставками товаров из Китая и в Китай, а восприятие обстановки. В глобальной экономике и так не благополучно, а коронавирус, если эпидемия не пойдет на спад в ближайшие две-три недели, вполне в состоянии сыграть роль «черного лебедя» — непредвиденного, но крайне негативного фактора, способного спровоцировать глубокий и продолжительный кризис.
На российском рынке влияние китайских событий пока выглядит пренебрежительно малым. К счастью, пока нет необходимости проведения у нас серьезных карантинных мероприятий. Отечественная промышленность и даже потребительский рынок сравнительно мало зависят от поставок из Китая. Да, падение цен на нефть и рекордный в истории обвал сжиженного природного газа – это неприятно. Но в условиях «бюджетного правила», профицитного бюджета, минимального внешнего долга и наличия обширных финансовых резервов – не опасно.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»