Российский и мировой рынок стали: 19-26 апреля 2020 г.

27.04.2020

Для мирового рынка стали апрель стал провальным месяцем. По оценкам европейской металлургической ассоциации Eurofer, в странах ЕС количество новых заказов на стальную продукцию упало на 75% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а объем производства стали может сократиться на 50%. В последнюю неделю благодаря ослаблению карантинного режима появился хоть какой-то спрос на прокат на юге Европы, но металлургическим компаниям приходится резко понижать цены, чтобы вызвать интерес у покупателей. Аналогичный спад происходит и в США. В Индии в первые две декады апреля внутренний спрос был вообще близок к нулю.
Обращает на себя внимание то, что по всему миру продолжают останавливаться доменные печи. Только за последнюю неделю сообщения об этом приходили из Японии, США, Индии, Франции, Чехии. Количество выведенных из эксплуатации агрегатов уже приблизилось к четырем десяткам, а их совокупная мощность превысила 5 млн. т в месяц. Конечно, это не так уж много по сравнению с общим объемом глобального доменно-конвертерного производства, но если металлургические компании идут на такой технически непростой и затратный шаг, это означает, что они не надеются на скорое улучшение.
И это действительно так. Экономику легко «выключить», а вот ее «включение» потребует не одного месяца. При этом нынешняя ситуация беспрецедентная: еще ни разу мир не сталкивался с глобальной пандемией и не вводил глобального карантина. Как отмечает Worldsteel, в этом году не ставшая публиковать свой традиционный «Краткосрочный прогноз» в апреле, для всех крупнейших металлопотребляющих отраслей кризис будет иметь долгосрочные последствия.
Строительный сектор весьма сильно пострадал от коронавируса. В нем очень велика доля мигрантов, будь то гастарбайтеры, которым в начале эпидемии пришлось вернуться домой, или выходцы из села, как в Китае или Индии. Так или иначе отрасль будет еще долго испытывать дефицит рабочих рук и функционировать на пониженных оборотах.
Впрочем, по сравнению с другими отраслями стройка еще выглядит прилично. Так, очень сильно просядет производство промышленного оборудования, на которое, по данным Worldsteel, приходится около 15% глобального потребления стальной продукции. В ближайшие месяцы многим компаниям будет очень сильно не до новых инвестиций. Кроме того, эпидемия привела к разрыву многих международных производственных цепочек.
Большой провал ждет и автопром. По прогнозу исследовательской компании LMC Automotive, мировое производство легковых и коммерческих автомобилей в 2020 г. может сократиться на 20% по сравнению с предыдущим годом или примерно на 19 млн. машин. Конечно, на фоне всего глобального рынка стали это не так уж много, но автопром традиционно потребляет наиболее качественную стальную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Пока трудно судить, насколько значительным окажется в итоге падение глобального потребления стальной продукции. Это, в частности, будет зависеть от продолжительности карантина и длительности сроков разработки лекарства против коронавируса. Но на сегодняшний день спад на 5-10% по итогам года представляется достаточно оптимистичным вариантом. При этом потери будут распределены достаточно неравномерно, а самые большие «лузеры» определятся, возможно, только к лету.
Россия пока что входит в число стран, понесших сравнительно небольшие потери. Самые крупные промышленные предприятия отнесены к системообразующим и продолжают выпускать продукцию. Не была приостановлена реализация инфраструктурных проектов. Как правило, не остановилась и металлоторговля, хотя дистрибьюторские компании столкнулись со значительным падением видимого спроса — от 80-90% в Москве во второй половине апреля до 20-30% на наиболее благополучных локальных рынках.
Производство стали, по предварительным оценкам, пока лишь незначительно сократилось по сравнению с прошлогодними показателями. Ни один из мини-заводов не был остановлен и ни один из крупных меткомбинатов не стал внепланово выводить из эксплуатации доменные печи и конвертерные цеха.
Тем не менее, видимое потребление стальной продукции в текущем месяце должно снизиться, по меньшей мере, на 15-20% по сравнению с прошлым годом. Причем наибольшие потери понес спотовый рынок, ориентированный на строительный сектор, малый и средний бизнес, а также поставки по тендерам. Стоимость стальной продукции на споте продолжает уменьшаться, хотя металлургические компании не хотят идти на уступки. Впрочем, очевидно, позже им придется корректировать цены задним числом, как уже было в конце прошлого года.
На внешних рынках экспортные котировки на российскую продукцию перестали падать. Основной вклад в это внесла Турция, где после недавнего скачка цен на металлолом увеличилась стоимость сортового и листового проката, а местные компании возобновили закупки российских полуфабрикатов и горячекатаных рулонов. За последнюю неделю осуществлялись продажи данной продукции и в страны Европы и Ближнего Востока. Это позволило российским меткомбинатам приостановить поставки горячекатаного проката в Китай и Вьетнам через черноморские порты по ценам ниже $350 за т FOB.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»