Российский и мировой рынок стали: 11-18 апреля 2021 г.

19.04.2021

Мировая экономика идет вразнос. Дефициты в ней становятся объективным и постоянным фактором. В Евросоюзе наблюдается галопирующий рост цен на листовой прокат. Корпорация ArcelorMittal взяла за правило повышать котировки по четвергам. Теперь базовый уровень для горячекатаного проката достиг 970 евро за т EXW. Реальные продажи, правда, пока что, как правило, не превышают 920 евро, но это временное явление. Некоторые специалисты предсказывают, что в третьем квартале в Германии горячекатаный прокат выйдет на отметку 1000 евро за т с доставкой.
В США верхний уровень цен на данную продукцию превысил $1540 за т EXW, но там, по крайней мере, появился свет в конце туннеля. Предполагается, что во втором полугодии объем предложения возрастет за счет импорта, что позволит постепенно спустить котировки до $1100-1200 за т к концу текущего года. В Европе важнейшее значение приобретет решение Европейской комиссии о сохранении либо отмене импортных квот после 30 июня.
Цены растут за рубежом, значит, подъем наблюдается и в России. Меткомбинаты, не дожидаясь начала мая, уже предлагают горячекатаный прокат более чем по 85 тыс. руб. за т CPT, а холоднокатаный подорожал до более 100 тыс. руб. за т. И как ни печально, это, скорее всего, еще не пик. На экспорте производители ориентируются уже на $1000 за т FOB, что соответствует порядка 91-92 тыс. руб. за т с НДС. Большая часть продукции отгружается за рубеж или по прямым контрактам с крупными российскими потребителями, а вот спотовый рынок столкнулся с настоящим, неподдельным и непреодолимым дефицитом.
Правительство, увы, самоустранилось от контроля цен на стальную продукцию на внутреннем рынке. Сил хватило только на продовольствие, а все остальное отдано на произвол… можно было бы сказать, рыночных сил, но они ни в какую масть не рыночные! Мировой рынок проката, как и вся глобальная экономика, перекорежен и искажен. Не имея сил заказать собственную музыку, мы вынуждены плясать под чужую дудку.
Понятно, что последствия всей этой какафонии будут самыми разрушительными. В российской экономике снова обостряется дефицит денег. Как отмечают многие металлотрейдеры, в первом квартале продажи просели на 20-30% по тоннажу — это первый эффект дороговизны. Вернутся ли потерянные покупатели на рынок, если прокат снова подешевеет, большой вопрос. Скорее всего, нет. Да и возвращение цен хотя бы на докризисный уровень 2018 г., когда российский горячекатаный прокат на экспорте доходил до $600 за т FOB, может очень сильно отдалиться. Не исключено, что для такого удешевления понадобится полноценный кризис с глобальным обвалом цен и спроса. Но пока деньги миллиардами и триллионами достают из «тумбочек», этого не произойдет.
Еще одно неприятное следствие хронической нехватки денег у российских компаний — поголовная гонка за дешевизной. Грошовая (или даже не совсем грошовая) экономия на проработке проектов, квалифицированных специалистах, качественных материалах, оборудовании, своевременной оплате труда подрядчиков и многом другом оборачивается огромными потерями. В первую очередь, убиваются на корню любые высокотехнологичные производства. Отдельные оазисы существуют только в немногих крупных передовых корпорациях, государственных и частных.
Следует отметить, что наиболее тяжелая ситуация сложилась в секторе листового проката. Здесь трудно что-либо сделать, не прибегая к самым сильнодействующим средствам государственного контроля. Но вот наметившееся в последнее время повышение цен на арматуру выглядит неоправданным. Да, это необычно и непривычно, но лист и сорт очень сильно оторвались друг от друга. Если для горячекатаного проката и $1000 за т FOB может оказаться не самым предельным значением, то для заготовки $600 за т FOB Черное море — это оптимум, выше которого она в ближайшее время может не подняться.
Основным источником подъема цен на заготовку и сортовой прокат является Китай. Местное правительство, объявив одним из своих приоритетов борьбу с глобальным потеплением, словно задалось целью продемонстрировать, к каким непростым последствиям это может привести даже в самой легкой форме и на самом раннем этапе. Уровень загрузки мощностей китайских меткомбинатов снижался весь март и только в апреле возобновил рост. Из-за административного ограничения производства стали на национальном рынке возник дефицит товарной заготовки, а арматура поднялась до более 5000 юаней за т ($678 без НДС). По нашим меркам, это свыше 62 тыс. руб. за т с НДС. Это при том, что еще в прошлом году 4000 юаней за т считались в Китае достаточно высоким уровнем.
Китайцы начали в больших количествах закупать заготовку, превысившую $650 за т CFR. Везти ее из черноморских портов накладно, да и долго — в июне на Дальнем Востоке начнется дождливый сезон. Но российские компании, осуществляющие поставки через Владивосток и Находку, получили хороший рынок сбыта. Однако больше всех от оживления в Китае выиграли вьетнамские и индонезийские компании. В свою очередь, они увеличили импорт металлолома, и тот снова поднялся в цене.
Вообще, за пределами Китая и пары-тройки стран строительный сектор находится в депрессивном состоянии. По оценкам Worldsteel, в 2020 г. спрос на прокат в этой отрасли в глобальном масштабе сократился на 3,9% по сравнению с предыдущим годом, тогда как в 2009 г. спад составил только 1,9%. По этой причине мировые цены на сортовой прокат повысились за последние полгода довольно умеренно — на 40-45%, тогда как лист прибавил за то же время 80% и более. А при достаточно вялом спросе на заготовку и арматуру за пределами Китая цены на эту продукцию зависят, прежде всего, от дороговизны металлолома.
Рынок лома между тем тоже столкнулся с дефицитом. Это наблюдается у нас, где цены достигают $340-350 за т FCA без НДС, это происходит и в других странах. Климатическая политика требует от металлургов сокращения выплавки стали с использованием доменно-конвертерного процесса, из-за чего растет спрос на альтернативный металлолом. В то же время, объем ломосбора — показатель относительно постоянный, быстро он не меняется.
Второй квартал традиционно является периодом сезонного понижения цен на лом. Но, учитывая недостаточный объем предложения, его стоимость в Турции и странах Восточной Азии в обозримом будущем вряд ли понизится до существенно менее $400 за т CFR. Соответственно, и стоимость заготовки российского производства на Черном море, скорее всего, будет оставаться в пределах $550-600 за т FOB. Не больше, но и не меньше. Поэтому и для арматуры на российском рынке нижняя ценовая граница будет проходить где-то в районе 50 тыс. руб. за т с НДС, а верхняя должна немного превышать 55 тыс. руб. за т.
В принципе, для стройки сейчас начался высокий сезон. А темпы роста будут зашкаливать благодаря эффекту низкой базы. Но понять, кто чего стоит на самом деле, можно будет только летом.

Источник : Портал «Металлоснабжение и сбыт»